Спросите нотариуса
Ответ нотариуса
Петрова Екатерина Александровна
Добрый день, Инна, при наличии доверенности выданной мамой на Ваше имя, в случае если в тексте доверенности указаны полномочия по оформлению наследственных прав, Вы можете обратиться к нотариусу за оформлением наследства на имя Вашей мамы, в дальнейшем после оформления всех документов в отношении квартиры, для заключения договора дарения на Ваше имя необходим будет другой представитель, который от имени Вашей мамы заключит с Вами договор дарения.
Ответ нотариуса
Коробач Елена Олеговна
Здравствуйте, Елена. Если отец не составил завещание, то по общему правилу наследниками по закону первой очереди являются дети, супруг и родители умершего. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления. Доля наследника по закону, умершего до открытия наследства, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам и делится между ними поровну. Следовательно, если у Вашего отца нет супруги и родителей, а было двое детей (Вы и брат, умерший в 2009 г.), то Вам принадлежит ½ доля в наследстве и ½ доля, которая принадлежала бы умершему брату, делится между его тремя детьми.
Ответ нотариуса
Коробач Елена Олеговна
Здравствуйте, Светлана. Наследственное дело ведётся по последнему месту жительства умершего. Если Ваш супруг на момент смерти был зарегистрирован в Минске, то для открытия наследственно дела Вы можете обратиться к любому нотариусу г. Минска, если же на момент смерти он был зарегистрирован на территории Российской Федерации, то Вам необходимо обращаться по месту нахождения недвижимого имущества, т.е. в нотариальную контору Петриковского района Гомельского нотариального округа. Для принятия наследства Вы можете обратиться к нотариусу в течении 6 месяцев с даты смерти супруга с соответствующим заявлением. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий Вашу личность, свидетельство о смерти супруга, свидетельство о заключении брака и при возможности справку о последнем месте жительства супруга. Тот факт, что утрачен правоустанавливающий документ на долю жилого дома, не является препятствием для оформления наследственных прав. Нотариус в рамках наследственного дела вправе сделать необходимые запросы в целях сбора недостающей информации либо же документов.
Ответ нотариуса
Коробач Елена Олеговна
Добрый день, Ирена. На данный вопрос ответить дистанционно, не зная подробностей, не представляется возможным. Для начала нужно узнать открывалось ли наследственное дело после умершего собственника. Это можно сделать на сайте Белорусской нотариальной палаты - belnotary.by. Если наследственное дело открывалось, то Вам необходимо обратиться к нотариусу, который вёл данное наследственное дело, за консультацией. Если же по данным сайта наследственное дело не открывалось, то необходимо узнать по какому адресу и с кем был зарегистрирован собственник ¼ доли жилого дома на день смерти и обратиться за детальной консультацией к нотариусу.
Ответ нотариуса
Коробач Елена Олеговна
Добрый день, Анастасия. Установленный судом один факт не является подтверждением второго факта. Если свидетельство о рождении утеряно, но в органах ЗАГС имеется актовая запись о рождении, то можно обратиться в соответствующий отдел ЗАГС за получением справки о рождении, либо нотариус в рамках наследственного дела может самостоятельно сделать запрос.
Ответ нотариуса
Внученкова Анастасия Юрьевна
Принятие наследства осуществляется подачей нотариусу в течение шесть месяцев со дня открытия наследства (дня смерти гражданина, а при объявлении его умершим – дня вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим) по месту открытия наследства (по общему правилу - последнее место жительства наследодателя, определяемое по регистрации наследодателя по месту жительства (при ее отсутствии - месту пребывания)) заявления наследника о принятии наследства либо его заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство, а также путем фактического вступления во владение или управление наследственным имуществом (наследник был зарегистрирован и проживал по одному адресу с наследодателем на момент смерти последнего и т.д.).
Вы вправе обратиться в нотариальную контору (к нотариусу) лично либо направить одно из указанных заявлений (о принятии наследства, о выдаче свидетельства о праве на наследство) в адрес нотариальной конторы (нотариусу) по почте. При этом обращаю Ваше внимание, что на заявлении о выдаче свидетельства о праве на наследство подлинность Вашей подписи должна быть засвидетельствована нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия.
Возможно принятие наследства через представителя, если в доверенности специально предусмотрено полномочие на его принятие.
Для подачи нотариусу заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, для представителя так же - документ, подтверждающий его полномочия (доверенность и др.).
Более подробную консультацию в Вашем конкретном случае сможет дать нотариус на очной консультации, изучив представленные документа.
Ответ нотариуса
Внученкова Анастасия Юрьевна
Принятие наследства осуществляется подачей нотариусу в течение шести месяцев со дня открытия наследства (дня смерти гражданина, а при объявлении его умершим – дня вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим) по месту открытия наследства (по общему правилу - последнее место жительства наследодателя, определяемое по регистрации наследодателя по месту жительства (при ее отсутствии - месту пребывания)) заявления наследника о принятии наследства либо его заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство, а также путем фактического вступления во владение или управление наследственным имуществом (наследник был зарегистрирован и проживал по одному адресу с наследодателем на момент смерти последнего и т.д.).
Вы вправе обратиться в нотариальную контору (к нотариусу) лично либо направить одно из указанных заявлений (о принятии наследства, о выдаче свидетельства о праве на наследство) в адрес нотариальной конторы (нотариусу) по почте. При этом обращаю Ваше внимание, что на заявлении о выдаче свидетельства о праве на наследство подлинность Вашей подписи должна быть засвидетельствована нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия.
Возможно принятие наследства через представителя, если в доверенности специально предусмотрено полномочие на его принятие.
Для подачи нотариусу заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, для представителя так же - документ, подтверждающий его полномочия (доверенность и др.).
Более подробную консультацию в Вашем конкретном случае сможет дать нотариус на очной консультации, изучив представленные документа.
Ответ нотариуса
Внученкова Анастасия Юрьевна
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. По истечение указанного срока заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство может быть подано только наследником, принявшим наследство путем фактического вступления во владение или управление наследственным имуществом. При этом принятие наследства должно быть подтверждено документами, свидетельствующими о фактическом вступлении во владение или управление наследственным имуществом. Так, например, документами, подтверждающими фактическое вступление во владение или управление наследственным имуществом, являются: документ, содержащий информацию о проживании наследника на день открытия наследства либо в течение установленного законодательством срока для принятия наследства по одному адресу с наследодателем либо проживании в наследуемом жилом помещении (справка о месте жительства и составе семьи, справка о месте жительства, справка о последнем месте жительства наследодателя и составе его семьи на день смерти и другое); справка о том, что в установленный законодательством для принятия наследства срок наследник пользовался наследственным имуществом, принял меры к его сохранению, обрабатывал земельный участок, производил текущий ремонт и т.д.; документ, подтверждающий производство расходов на содержание имущества; копия вступившего в законную силу решения суда об установлении факта принятия наследства; иные документы, подтверждающие фактическое вступление во владение или управление наследственным имуществом.
В случае если наследник не принял в течение шести месяцев наследство и у него нет фактического принятия наследства по его заявлению суд может признать такого наследника принявшим наследство, если найдет причины пропуска срока уважительными, в частности, если установит, что этот срок был пропущен потому, что наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства, и при условии, что наследник, пропустивший срок для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали. Признав наследника принявшим наследство, суд решает вытекающие из этого вопросы прав других наследников на наследственное имущество, а также признает недействительными выданные ранее свидетельства о праве на наследство.
Ответ нотариуса
Внученкова Анастасия Юрьевна
По истечение шести месяцев заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство может быть подано только наследниками фактически принявшими наследство. При этом принятие наследства должно быть подтверждено документами, свидетельствующими о фактическом вступлении во владение или управление наследственным имуществом. Документами, подтверждающими фактическое вступление во владение или управление наследственным имуществом, являются: документ, содержащий информацию о проживании наследника на день открытия наследства либо в течение установленного законодательством срока для принятия наследства по одному адресу с наследодателем либо проживании в наследуемом жилом помещении (справка о месте жительства и составе семьи, справка о месте жительства, справка о последнем месте жительства наследодателя и составе его семьи на день смерти и другое); справка о том, что в установленный законодательством для принятия наследства срок наследник пользовался наследственным имуществом, принял меры к его сохранению, обрабатывал земельный участок, производил текущий ремонт и т.д.; документ, подтверждающий производство расходов на содержание имущества; копия вступившего в законную силу решения суда об установлении факта принятия наследства; иные документы, подтверждающие фактическое вступление во владение или управление наследственным имуществом.
Вопросы оплаты коммунальных платежей и налогов не относятся к компетенции нотариусов Республики Беларусь.
Законодательство Республики Беларусь предусматривает единый для всех порядок оформления наследственных прав на территории Республики Беларусь.
Более подробную консультацию в Вашем конкретном случае сможет дать нотариус на очной консультации, изучив представленные документа.
Ответ нотариуса
Манько Марина Александровна
Сможете, с согласия органа опеки и попечительства. Более подробную консультацию о Вашем конкретном случае, сможет дать нотариус на очной консультации, при оформлении наследственных прав.
Задать вопрос
Обращаем Ваше внимание на то, что вопрос должен соответствовать следующим требованиям:
- должен быть сформулирован по конкретной проблеме;
- не должен содержать персонифицированных данных;
- объем вопроса не должен превышать свыше 15 строк текста.