Спросите нотариуса
Ответ нотариуса
Иванникова Галина Михайловна
Собственник по своему усмотрению вправе распорядиться принадлежащим ему имуществом. При нотариальном удостоверении сделки нотариус выявляет волеизъявление участников сделки и соответствие ему заключаемой сделки, а также проводит правовую оценку сделки. В связи с чем только отец Ваших детей может принять решение об отчуждении в Вашу пользу принадлежащих ему на праве собственности квартиры, гаража, автомобиля, в частности, продать либо подарить.
Получить исчерпывающую консультацию по вопросу отчуждения имущества, в том числе по необходимому перечню документов, можно обратившись к любому нотариусу Республики Беларусь. Адреса и телефоны нотариальных контор и нотариальных бюро Вы найдёте на нашем сайте.
Вопросы по уплате налогов не относятся к сфере нотариальной деятельности. Для получения консультации по данным вопросам необходимо обращаться в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
Ответ нотариуса
Людмила, здравствуйте. Вы можете оформить договор дарения как у нотариуса, так и у регистратора БТИ. Вопросы налогообложения относятся к прямой компетенции налоговых органов, не нотариуса.
Ответ нотариуса
Иванникова Галина Михайловна
Примерный перечень документов, необходимых для удостоверения договора купли-продажи квартиры, которую собственник получил по договору дарения, следующий:
- документ, подтверждающий приобретение права собственности на изолированное помещение (договор дарения),
- выписка из регистрационной книги территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на изолированное помещение или машино-место,
- справка организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, содержащая информацию о лицах, зарегистрированных в отчуждаемом жилом помещении либо копия лицевого счета,
- письменное согласие лиц, которое в соответствии с законодательством необходимо для отчуждения жилого помещения (при их наличии). Причем, имущество, полученное одним из супругов в период брака в дар, является его собственностью, и он вправе распорядиться им по своему усмотрению без согласия второго супруга.
Кроме того, при отчуждении недвижимого имущества, облагаемого налогами, принадлежащего гражданину Республики Беларусь, постоянно проживающему за пределами Республики Беларусь, иностранному гражданину, лицу без гражданства
истребуется справка налогового органа, подтверждающая уплату соответствующих налогов.
При предоставлении документов, подтверждающих родственные отношения, нотариальный тариф будет исчислен в льготном размере.
Для получения предметной консультации с имеющимися документами рекомендуем обратиться к нотариусу.
Одновременно информируем, что все необходимые для удостоверения договора дарения документы по просьбе заинтересованного лица может истребовать нотариус, за исключением сведений и (или) документы, для выдачи которых требуется вынесения судебного постановления.
Ответ нотариуса
Иванникова Галина Михайловна
В соответствии со статьей 1134 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а имущества, которое зарегистрировано в Республике Беларусь, - по праву Республики Беларусь. Следовательно, для оформления наследственных прав после смерти гражданина постоянно проживавшего за пределами Республики Беларусь на долю жилого дома, расположенного в городе Столине, необходимо обращаться в нотариальную контору Столинского района Брестской области (255501, г. Столин, ул. Красноармейская, д. 10).
Однако следует учитывать, что согласно пункту 1 статьи 1071 ГК наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятие наследства осуществляется подачей нотариусу по месту открытия наследства заявления наследника о принятии наследства либо его заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство. Вместе с тем, признается, если не доказано иное, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение или управление наследственным имуществом. Документами, подтверждающими фактическое вступление во владение или управление наследственным имуществом, в частности, является документ, содержащий информацию о проживании наследника на день открытия наследства либо в течение установленного законодательством срока для принятия наследства по одному адресу с наследодателем, либо проживании в наследуемом жилом помещении (справка о месте жительства и составе семьи, справка о месте жительства, справка о последнем месте жительства наследодателя и составе его семьи на день смерти и другое), справка о том, что в установленный законодательством для принятия наследства срок наследник пользовался наследственным имуществом, принял меры к его сохранению, обрабатывал земельный участок, производил текущий ремонт и т.д., иные документы, подтверждающие фактическое вступление во владение или управление наследственным имуществом.
Примерный перечень документов, необходимых для оформления наследственных прав после смерти гражданина, постоянно проживавшего на день смерти в Российской Федерации, следующий:
- заявление о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство,
- документы, подтверждающие факт смерти наследодателя, в частности, свидетельство о смерти,
- справка о последнем месте жительства наследодателя и составе его семьи на день смерти, выданная компетентным органом Российской Федерации,
- завещание (при его наличии), а также сведения об отмене либо изменении завещания,
- документы, подтверждающие родственные отношения наследника с наследодателем,
- документ, подтверждающий приобретение доли жилого дома и/или земельного участка (договор, свидетельство о праве на наследство и т.д.),
- свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, удостоверяющее право собственности или иное право на земельный участок, или Государственный акт на земельный участок;
- выписки из регистрационной книги территориальной организации по регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним – на жилой дом и земельный участок,
- справка организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, содержащая информацию о лицах, зарегистрированных в наследуемом жилом помещении либо копия лицевого счета,
- справка от нотариуса Российской Федерации по месту открытия наследства об открытии наследства и круге наследников либо о том, что наследственное дело не открывалось.
Предметную консультацию можно получить у нотариуса по месту открытия наследства.
Ответ нотариуса
Иванникова Галина Михайловна
1. Собственник в любое время вправе продать, подарить, завещать, сдать в залог либо распорядиться иным образом принадлежащим ему имуществом, в том числе подарить его лицу, не являющемуся близким родственником.
2. При удостоверении договора дарения жилого помещения нотариус истребует письменное согласие совершеннолетних членов, бывших членов семьи собственника жилого помещения, проживающих в жилом помещении, граждан, проживающих в жилом помещении, предоставленном по завещательному отказу, а также письменное согласие иных лиц, которое в соответствии с законодательством необходимо для отчуждения жилого помещения. Если сособственник не входит в круг вышеуказанных лиц, то его согласие на дарение доли в праве общей долевой собственности не истребуется. Вместе с тем, при возмездном отчуждении указанной доли постороннему лицу необходимо соблюдение условий, установленных пунктом 2 статьи 253 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
3. Примерный перечень документов для удостоверения договора дарения доли в праве собственности на жилой дом и/или земельный участок:
- документ, подтверждающий приобретение доли жилого дома и/или земельного участка (договор, свидетельство о праве на наследство и т.д.),
- свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, удостоверяющее право собственности или иное право на земельный участок, или Государственный акт на земельный участок;
- выписки из регистрационной книги территориальной организации по регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним – на жилой дом и земельный участок,
- справка организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, содержащая информацию о лицах, зарегистрированных в отчуждаемом жилом помещении либо копия лицевого счета,
- письменное согласие супруга, если недвижимое имущество приобретено в период брака,
- письменное согласие иных лиц, которое в соответствии с законодательством необходимо для отчуждения жилого помещения.
Следует отметить, что в зависимости от ряда обстоятельств, в частности, способа приобретения, гражданства отчуждателя и др., могут потребоваться и другие документы. При этом, все необходимые для удостоверения договора купли-продажи документы по Вашей просьбе может истребовать нотариус, за исключением сведений и (или) документы, для выдачи которых требуется вынесения судебного постановления.
Для получения исчерпывающей консультации по интересующему Вас вопросу с имеющимися документами рекомендуем обратиться к нотариусу. Адрес и телефон нотариальной конторы Вы найдёте на нашем сайте.
Ответ нотариуса
Хижняк Ирина Сергеевна
Согласно норм международного частного права Республики Беларусь договор купли-продажи недвижимого имущества может быть удостоверен на территории того государства, где находится такое имущество. Следовательно, заключить договор купли-продажи недвижимого имущества, расположенного за пределами Республики Беларусь, у нотариуса Республики Беларусь Вы не можете.
Ответ нотариуса
Хижняк Ирина Сергеевна
Условия договора купли-продажи недвижимого имущества о цене, сроках и способе расчета согласуются сторонами и указываются в договоре. Для определения конкретных сроков перечисления средств семейного капитала Вам необходимо обратится на консультацию в ОАО «АСБ Беларусбанк».
Ответ нотариуса
Конецкая Оксана Отоновна
Здравствуйте. Да, можете. Если Вы хотите безвозмездно передать причитающуюся Вам долю в каких-то общеполезных целях, то это будет считаться пожертвованием, а если нет - то обычное дарение.
В соответствии со ст. 553 ГК РБ пожертвованием признается дарение вещи в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, организациям здравоохранения, учреждениям образования, учреждениям социального обслуживания, иным аналогичным организациям, благотворительным, научным организациям, фондам, организациям культуры и иным организациям, осуществляющим культурную деятельность, общественным, религиозным и иным некоммерческим организациям, а также Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам.
Договор дарения (пожертвования) доли в праве собственности на недвижимое имущество можно оформить у любого нотариуса Республики Беларусь либо в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Для удостоверения договора у нотариуса необходимы следующие документы: 1) выписка из регистрационной книги о правах, ограничениях (обременениях) прав на объект недвижимого имущества; 2) документ, подтверждающий приобретение права собственности на недвижимое имущество (свидетельство о праве на наследство); 3) свидетельство о регистрации земельного участка. Ставки нотариальных тарифов установлены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2013 № 1145 «Об утверждении нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами и тарифов на услуги технического характера, оказываемые работниками нотариальных архивов», удостоверения договора – 5 б.в. (200 руб.), составление и подготовка проекта договора – 1 б.в. (40 руб.), техническое оформление документов, изложенных на нескольких листах – 0,1 б.в. (4 руб.). Для уточнения дополнительных сведений по Вашему вопросу и предоставление Вам более подробной консультации, следует обратиться непосредственно к нотариусу.
Ответ нотариуса
Бернатович Татьяна Алексеевна
Для удостоверения договора купли-продажи квартиры необходимо представить: выписку из Агентства по государственной регистрации и земельному кадастру о правах, ограничениях (обременениях) прав для нотариального удостоверения сделки, правоустанавливающие документы, справка из расчетно-справочного центра о лицах, зарегистрированных в отчуждаемом жилом помещении. Для удостоверения сделки, в случае, если отчуждаемое недвижимое имущество является общей совместной собственностью супругов, необходимо согласие супругов собственников. Примерный нотариальный тариф, который подлежит оплате за удостоверение сделки составляет 252 рубля (без оплаты нотариального тарифа за составление проекта согласия супруга, согласий зарегистрированных в квартире лиц, заявлений об отсутствии супруга).
Указанный перечень документов, который необходимо представить для удостоверения договора, не является исчерпывающим. В зависимости от конкретной ситуации могут потребоваться иные документы.
Для уточнения дополнительных сведений по Вашему вопросу и, как следствие, предоставление Вам более подробной консультации, следует обратиться непосредственно к нотариусу.
Ответ нотариуса
Бернатович Татьяна Алексеевна
В данном случае отец Вашей дочери не приобретает ни право собственности на дачу, ни возможности права распоряжения вышеуказанным имуществом. Он будет являться лишь представителем несовершеннолетнего ребенка, осуществляющим, в соответствии с действующим законодательством, необходимые юридические действия от ее имени. Дачный участок будет являться собственностью несовершеннолетнего ребенка.
Задать вопрос
Обращаем Ваше внимание на то, что вопрос должен соответствовать следующим требованиям:
- должен быть сформулирован по конкретной проблеме;
- не должен содержать персонифицированных данных;
- объем вопроса не должен превышать свыше 15 строк текста.