Ответ нотариуса
Суринович Татьяна Ивановна
Согласно Закону Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. N 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» осуществление государственной регистрации прав граждан в отношении принадлежащего им недвижимого имущества, в том числе и земельных участков, относится к компетенции республиканских или территориальных организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Данным Законом регулируется порядок такой регистрации, все необходимые документы, сроки, полномочия и ответственность регистраторов, а также ряд других вопросов.
Кроме этого согласно статьи 24 «Полномочия нотариуса» Закона Республики Беларусь от 18.07.2004 N 305-З (ред. от 05.01.2024) "О нотариате и нотариальной деятельности" в случае, если основанием для государственной регистрации недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним являются документы, удостоверенные либо выданные нотариусом, нотариус, совершивший соответствующее нотариальное действие, представляет интересы лиц (лица), обратившихся за совершением этого действия, в республиканской или территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по письменному заявлению этих лиц (лица);
совершает иные действия, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.
При представлении интересов лиц (лица), обратившихся за совершением нотариального действия, нотариус в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, подписывает заявление о государственной регистрации, подает это заявление и иные документы, необходимые для совершения регистрационных действий в республиканскую или территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, получает свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации и (или) иные документы, а также обжалует действия (бездействие) регистратора.
Нотариус вправе представлять интересы лиц (лица), обратившихся за совершением нотариального действия, в республиканской или территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним при совершении регистрационных действий в электронной форме.
Для составления нотариального документа в виде электронного документа, совершения нотариальных действий с электронными документами, передачи или истребования сведений и (или) документов из государственных информационных ресурсов (систем) в электронном виде нотариус использует электронную цифровую подпись, выработанную с использованием личного ключа, сертификат открытого ключа которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (далее - электронная цифровая подпись).
Порядок действий нотариуса регламентирован Инструкцией о порядке представления нотариусом интересов лиц (лица), обратившихся за совершением нотариального действия, в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, утвержденной Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 29.06.2021 № 114.