Ответ нотариуса
Иванникова Галина Михайловна
В соответствии со статьей 1134 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а имущества, которое зарегистрировано в Республике Беларусь, - по праву Республики Беларусь. Следовательно, для оформления наследственных прав после смерти гражданина постоянно проживавшего за пределами Республики Беларусь на долю жилого дома, расположенного в городе Столине, необходимо обращаться в нотариальную контору Столинского района Брестской области (255501, г. Столин, ул. Красноармейская, д. 10).
Однако следует учитывать, что согласно пункту 1 статьи 1071 ГК наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятие наследства осуществляется подачей нотариусу по месту открытия наследства заявления наследника о принятии наследства либо его заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство. Вместе с тем, признается, если не доказано иное, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение или управление наследственным имуществом. Документами, подтверждающими фактическое вступление во владение или управление наследственным имуществом, в частности, является документ, содержащий информацию о проживании наследника на день открытия наследства либо в течение установленного законодательством срока для принятия наследства по одному адресу с наследодателем, либо проживании в наследуемом жилом помещении (справка о месте жительства и составе семьи, справка о месте жительства, справка о последнем месте жительства наследодателя и составе его семьи на день смерти и другое), справка о том, что в установленный законодательством для принятия наследства срок наследник пользовался наследственным имуществом, принял меры к его сохранению, обрабатывал земельный участок, производил текущий ремонт и т.д., иные документы, подтверждающие фактическое вступление во владение или управление наследственным имуществом.
Примерный перечень документов, необходимых для оформления наследственных прав после смерти гражданина, постоянно проживавшего на день смерти в Российской Федерации, следующий:
- заявление о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство,
- документы, подтверждающие факт смерти наследодателя, в частности, свидетельство о смерти,
- справка о последнем месте жительства наследодателя и составе его семьи на день смерти, выданная компетентным органом Российской Федерации,
- завещание (при его наличии), а также сведения об отмене либо изменении завещания,
- документы, подтверждающие родственные отношения наследника с наследодателем,
- документ, подтверждающий приобретение доли жилого дома и/или земельного участка (договор, свидетельство о праве на наследство и т.д.),
- свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, удостоверяющее право собственности или иное право на земельный участок, или Государственный акт на земельный участок;
- выписки из регистрационной книги территориальной организации по регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним – на жилой дом и земельный участок,
- справка организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, содержащая информацию о лицах, зарегистрированных в наследуемом жилом помещении либо копия лицевого счета,
- справка от нотариуса Российской Федерации по месту открытия наследства об открытии наследства и круге наследников либо о том, что наследственное дело не открывалось.
Предметную консультацию можно получить у нотариуса по месту открытия наследства.